Особенности еврейских надгробных памятников

Еврейский (Иудейский) памятник

Дата публикации

Евреи относятся к захоронению покойных с особым пиететом. И это проявляется во всем – от выбора места погребения до установки надгробия, которое и близко не напоминает православные могильные кресты. Оно, скорее, отражает историю, философию, мировоззрение семитского народа, демонстрируя уважение к умершим.

Традиции: от истоков к современности

История еврейских памятников

«Дом собрания всех живущих» (так принято называть кладбище на иврите) имеет сакральный смысл. Даже могильная плита у евреев всегда считалась ценной святыней:

  • Во времена Храмов Соломона и Зоровавеля древние мастера воздвигали каменные циюны, покрытые известью;
  • В период Талмуда общины использовали художественно оформленные нефеши;
  • В эпоху правления Хасмонеев знать возводила богато украшенные монументы;
  • В Средневековье иудеи ставили скромные памятники с выгравированной менорой;
  • В конце 18 века большую часть плиты отводили под эпитафию.

Последователи каббалистического учения наделяли надгробие мистическими свойствами. Они считали, что с его помощью можно очистить душу покойного по законам Тикун Нефеш.

Правила оформления

Следуя историческим традициям, памятники для евреев не должны быть роскошными, поскольку их главная функция – обозначить «ритуально нечистое» место захоронения. Впрочем, современные погребальные ансамбли допускают некоторые вольности – строгих канонов придерживаются только ортодоксальные приверженцы иудаизма.

Форма. Классические могильные плиты представлены в двух конфигурациях:

  1. Саркофаг (горизонтальное сооружение, имитирующее небольшую гробницу);
  2. Стела (вертикальный монумент с двумя скатами, циркульным/фигурным завершением, со срезанными или прямыми углами).

Их дополняют вазонами, арками, колоннами, балюстрадами, цоколями и прочими архитектурными элементами.

Эпитафии. Текст на еврейских надгробиях пишут вручную на древнем иврите или местном языке. Сначала – вступление, затем – имя умершего с упоминанием его предков и перечислением добродетелей. В конце – дата смерти по иудейскому календарю и традиционная завершающая формулировка. Иногда цитируют библейские притчи-мелицы.

Изображения. Размещать портрет покойного не принято, хотя и допустимо. Вместо этого плиту украшают религиозными символами, которые указывают на профессию или социальное положение. Чаще всего используются:

  • Благословляющие руки (бирхат-коханим);
  • Подсвечники (меноры);
  • Растения (цветы, гранаты);
  • Звери (львы, лани, белки, единороги);
  • Птицы (аисты, голуби, двуглавые орлы);
  • Шестиконечные звезды (маген-Давид).

Иногда встречаются и образы смерти: упавшие светильники, надколотые кувшины, разбитые лодки, разломанные свечи.

Основные материалы

Материалы для еврейских памятниковЕврейские надгробия традиционно изготавливают из камня – в знак вечности и веры. Но если раньше это были песчаник или известняк-ракушечник, то сейчас мастера выбирают природный мрамор и гранит, ведь им характерны:

  • Прочность;
  • Стойкость к перепадам температур;
  • Неподверженность растрескиванию;
  • Устойчивость к выгоранию;
  • Долговечность;
  • Высокая декоративность.

Особенности установки надгробий

Когда-то евреи ставили памятник строго через 12 месяцев после похоронной церемонии – считалось, что на протяжении этого времени умерший испытывает страдания. В современной культуре иудеев период возведения могильной плиты определяется правилами каждой отдельной общины. Это может быть:

  • На 30-й день, сразу после траура;
  • На 11-й месяц, когда завершается чтение кадиша;
  • Спустя год, в традиционный срок.

Официальное открытие надгробного камня не обязательно: согласно законам Галахи, достаточно присутствия близких. В процессе установки памятника они собираются вместе и произносят поминальную молитву Эль мале рахамим.

Фото примеры еврейских (иудейских) памятников

Понравилась запись? Поделитесь в социальных сетях!

Обратный звонок